08:17
ОбновитьСмайлыУправление мини-чатом
Мини чат

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Агни, СВАРОГ  
Форум » Разное » Военно-техническое обозрение » Морские сражения, знаменитые сражения, осады крепостей. » Штурм ИЗМАИЛА
Штурм ИЗМАИЛА
СВАРОГДата: Среда, 23.09.2015, 11:40 | Сообщение # 1
 ЛОРД СЕМИ КОРОЛЕВСТВ 
 Капитан II ранга
Сообщений:
600
Награды:
Репутация:
Замечания:
[frame]
Штурм Измаила
В 1787 г. Турция без объявления войны открыла военные действия против России. Целью этих действий была новая попытка Турции оттеснить северного соседа от Чер­ного моря. Вначале инициативу нападения держали в своих руках турки, но вскоре турецкая армия начала терпеть одно поражение за другим. Уже в декабре 1788 г. па­ла турецкая крепость Очаков, а в следующем году турки потеряли Аккерман, Бендеры и ряд других пунктов.

Успехи русского оружия вызвали тревогу у ряда иностранных держав. Подстрекаемая Англией и Францией, Швеция выступила против России. Шведы рассчитывали на то, что большая часть русских сил отвлечена на юг, и надеялись не встретить серьезного сопротивления на северо-западных рубежах нашей страны. В то же время благодаря интригам Пруссии чрезвычайно обострились отношения России с Польшей. Англия и Пруссия развили также усиленную дипломатическую деятельность в Константинополе, побуждая Турцию к продолжению войны и обещая ей свою помощь.

Таким образом, положение России к 1790 г. было трудным. Она вела войну одновременно на двух театрах — с Турцией и Швецией — и находилась под угрозой новых политических осложнений.

Турецкий план кампании 1790 г. заключался в развертывании наступления на Крым и на Кубань. Турки думали захватить Крым и одновременно отвлечь русские войска от низовьев Дуная. Расположенные на этой реке турецкие крепости Килия, Тульча, Исакча, Измаил и Браилов, занятые усиленными гарнизонами, должны были приостановить наступление русских. Особенные надежды турки возлагали на Измаил, являвшийся сильнейшей крепостью на Дунае.

Турки умышленно затягивали начавшиеся переговоры о мире, а тем временем развернули военные действия в соответствии со своим планом. Турецкое наступ­ление окончилось разгромом русскими войсками армии Баталь-паши на Кубани и взятием дунайских крепостей Килии, Тульчи и Исакчи. Сильнейшая турецкая крепость Измаил оказалась отрезанной.

Побуждаемые к продолжению войны другими державами, турки все еще противились заключению мира. Тогда главнокомандующий русскими армиями Потемкин решил взять Измаил и тем заставить противника быть сговорчивее. Овладеть Измаилом было нелегко.Крепость, имевшая форму треугольника, была окружена высоким, восьмиметровым валом, достигавшим 6 километров в окружности. Перед валом лежал ров глубиной в 10 и шириной в 12 метров. Северная сторона крепости была обнесена допол­нительной высокой каменной стеной с башнями. На западной стороне возвышался каменный редут Табия, опоясанный в два яруса орудиями. Общее количество орудий Измаила достигало 260. Кроме обстрела сверху — с бастионов, башен, стен и вала, наступавшие на крепость подвергались обстрелу снизу из специально выстроенных казематов. Треугольник крепости своим основанием выходил на быстрый и мно­говодный Дунай. Крепость располагалась здесь на высоком берегу круто спускавшемся к реке, естественная преграда была укреплена 10 береговыми батареями с 85 пушками и 15 мортирами, стрелявши пятнадцатипудовыми снарядами.| Под стенами Измаила находилась и большая флотилия военных судов, предназначенная для того, чтобы не дать переправиться русским войскам через Дунай.

Измаил имел большие запасы продовольствия и боеприпасов, достаточные для продолжительной обороны тридцатипятитысячного гарнизона, защищавшего эту могучую крепость. Комендантом Измаила был поседевший в боях паша Махмет. Он был убежден в невозможности взять крепость и заявил что скорее похоронит себя под развалинами, чем сдаст Измаил.

Стратегическое значение Измаила было огромно: здесь скрещивались пути, ведущие на Килию, Хотин и Галац. Измаил являлся воротами для продвижения к Балканам.

Изгнание турок из Килийского и Сулинского гирл (рукавов) Дуная,взятие турецких крепостей Тульчи и Исакчи позволило русской Дунайской флотилии под начальством генерал-майора Рибаса подойти к Измаилу. Флотилия стала на якорь у западной оконечсти острова Сулин, окончательно отрезав Измаил . Ниже Измаила на Дунае остановились суда черноморских казаков, под командованием поленика Головатова. С суши Измаил подвергался ложным атакам отряда генерал-поручика Потемкина, двоюродного брата главнокомандующего. После того как войска были сосредоточены, русские высадили десант на острове Сулин напротив Измаила и установили на нем орудия для обстрела турецкой флотилии и береговых батарей.

Утром 20 ноября обе русские флотилии, стоявшие выше и ниже Измаила, открыли вместе с островными батареями сильный огонь по турецким кораблям. Вслед за тем была сделана попытка высадить десант турецкий берег, но она неувенчалась успехом, так как силы русских были недостаточны, турки, в свою очередь, устроили вылазку и напали на остров Сулин, встреченные огнем батарей и русской пехотой, понесли большие потери и бежали обратно в крепость. Всего за этот день у турок были уничтожены 1 большой корабль, 32 транспорта и несколько паромов.

После этого боя обе стороны замолчали. К концу ноября под Измаилом собралось уже около 30 тысяч русских войск. Крепость была обложена ими со всех сторон. Но эти войска стояли в бездействии из-за отсутствия общего командования и нежелания одного генерала подчиниться другому. Сам главнокомандующий Потемкин никогда не был блестящим полководцем. Обычно он с главными силами армии занимал второстепенные пункты противника, со столь малыми гарнизонами, что они сда­вались, едва завидя русских. Против главных же сил неприятеля Потемкин бросал отдельные отряды под чьим-нибудь другим командованием.

Уходили последние дни осени. Надвигалась зима. У русских войск не было квартир, нехватало продовольствия, пообносилось обмундирование. Среди солдат начались болезни. Собравшийся военный совет постановил. отступить от крепости, так как для длительной ее осады не было ни продовольствия, ни достаточного количества боеприпасов.25 ноября Потемкин предписал Суворову, до этого стоявшему под Браиловом и Галацем, принять начальство над всеми войсками под Измаилом и решить самому: штурмовать или отступить от крепости. Суворов ответил: «Два раза русские были у ворот Измаила — стыдно отступить в третий раз, не вошедши в него».

Суворов имел при этом в виду подход к Измаилу войск Репнина в сентябре 1789 г. Репнин подвез к крепости 58 орудий, установил их в 400 метрах от вала и в течение трех часов бомбардировал Измаил, чтобы вынудить турок к сдаче. В крепости возникли пожары, но артиллерии у осаждавших было недостаточно для решительного успеха. Не имея сил для длительной осады, Репнин вынужден был отойти. Под вторым отступлением Суворов подразумевал отход от Измаила флотилии Рибаса и Головатова 20 ноября 1790 г.

Великий русский полководец немедленно отправился к Измаилу. По дороге он встретил части русских войск, уходившие от крепости по решению военного совета. Он вернул их обратно. Оставив свой конвой, в сопровождении только одного казака-ординарца Суворов поскакал к Измаилу. Покрыв расстояние в 200 с лишним километ­ров в течение двух суток, полководец ранним утром 2 декабря прибыл на место и немедленно принял командование. Была начата подготовка к штурму.

7 декабря в осажденную крепость было послано письмо Потемкина с предложением сдаться. Вместе с этим письмом Суворов отправил короткую записку от своего имени:

«Я с войсками сюда прибыл.

24 часа на размышление — воля.

Первый мой выстрел — уже неволя

Штурм — смерть.

Что оставляю вам на рассмотрение».

Офицер, доставивший письмо в крепость, разговорился с одним из турецких полководцев о судьбе Измаила. Беседовавший с офицером паша заносчиво сказал, что «скорее Дунай остановится в своем течении и небо обрушится на землю, чем сдастся Измаил».Открыв переговоры о сдаче крепости, Суворов не прекратил начатой подготовки к штурму. Русские войска расположились дугой вокруг крепости, флангами упираясь в Дунай. Здесь окружение дополняли флотилии и войска, высаженные на остров Сулин, на котором, как уже говорилось, были воздвигнуты батареи. В ночь с 7 на 8 декабря были заложены новые батареи — по две с восточной и западной стороны крепости. Батареи разместились на расстоянии всего 400 метров от крепостного вала и насчитывали по 10 орудий каждая. Для штурма было заготовлено 70 высоких лестниц и 3 тыс. больших фашин, которыми предполагалось засыпать ров.В русском лагере были устроены ров и вал, подобные измаильским, и здесь по ночам Суворов лично обучал войска приемам штурма и штыкового боя.

К вечеру другого дня турки прислали длинное письмо. Не давая прямого ответа на предложение о сдаче, они просили десятидневного перемирия. Суворов на это не ответил. Утром 9 декабря Махмет- паша вновь прислал гонца к Суворову, и тот написал:

«Получа вашего превосходительства ответ, на требование согласиться никак не могу, а против моего обыкновения еще даю вам сроку сей день до будущего утра на размышление».

В этот день Суворов собрал военный совет.

— Остается нам только — взять город либо умереть, — сказал он. — Правда, что затруднения велики: крепость сильна, гарнизон — целая армия, но ничто не устоит против русского оружия...

Суворов спросил мнение каждого члена совета в отдельности. И каждый ответил ему: «Штурм!»

Наутро ответа из Измаила не последовало, и Суворов издал свой знаменитый приказ:

«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое почитают гордые турки неприступным».С восходом солнца началась бомбардировка осажденной крепости сухопутными батареями и огнем 567 орудий с судов флотилии. Бомбардировка продолжалась весь день 10 декабря и часть следующей ночи, на которую был назначен штурм. Вначале очень сильный ответный огонь из крепости постепенно начал затихать. Огнем русских орудий большинство турецких пушек было выведено из строя.

В темную и холодную ночь с 10 на 11 декабря в русском лагере никто не спал. Войска в последний раз проверяли подгонку амуниции, оружия, оттачивали штыки. Диспозиция и все распоряжения к предстоящему штурму уже были даны, и теперь все с нетерпением ждали ракеты — сигнала о начале атаки. Чтобы усыпить бдительность противника и обеспечить неожиданность штурма, Суворов еще за несколько дней до того приказал каждую ночь в это время пускать ракету и таким образом, действительный сигнал не должен был возбудить опасений у турок.

В эту ночь перед штурмом русский лагерь внешне жил своей обычной жизнью. Громкое «ура» перекатывалось от одного костра к другому. Но и это не беспокоило ту­рок: они уже привыкли к тому, что почти каждую ночь раздается это русское «ура». Они даже знали его причину: это Суворов по своему обычаю обходил бивуачные костры.

Против 35 тыс. турок, сидевших за стенами мощной крепости, у Суворова было всего только 31 тыс. войск, из них 15 тыс. нерегулярных, плохо обученных и слабо воору­женных. Полководец разделил свои войска на три отряда. Для штурма со стороны Дуная предназначались Дунайская флотилия, черноморское казачье войско и 11 батальонов пехоты под общим командованием генерала Рибаса. Десантные войска в количестве 9 тыс. человек, с лестницами и фашинами, были готовы к высадке на вражеский берег. Второй отряд —7 тысяч около человек — был сосредоточен на левом фланге и должен был атаковать крепость с запада и севера. Третий отряд, численностью 12 тыс. человек, занял место южном фланге. Одной из колонн командовал знаменитый впоследствии полководец генерал-майор Голенищев-Кутузов. Всю кавалерии количестве 2500 всадников Суворов оставил в резерве.

Одновременные удары на крепость с правого и левого флангов должны были отвлечь внимание турок и тем содействовать успеху на главном направлении со стороны Дуная, где действовала флотилии и десантные войска.В 3 часа утра в темном небе сверкнула первая ракета. Без шума русская армия оставила свой лагерь и подошла к исходному месту для движения к крепости. Так же и снялись с якоря флотилии и в темноте незаметно расположились перед крепостью в две линии. 145 черноморских лодок с десантом занимали первую линию, позади них расположились лансоны, бригантины, плавучие батареи, всего 58 вооруженных артиллерией судов, назначенные того, чтобы своим огнем прикрывать высадку десанта. В половине шестого утра жглась вторая ракета. По её сигналу сухопутные войска, стараясь не шуметь, двинулись к Измаилу.

Враг ждал нападения. Этой ночью несколько предателей перебежал его стан ,они сообщили о готовящемся штурме. Турки не спали,но наступления русских не заметили, густой туман прикрывал беззвучное движение суворовской армии.В половине седьмого вспышка последней ракеты, с трудом пробившей туман, возвестила о начале штурма. Русские бойцы кинулись к стенам крепости.Первыми турки заметили фланговые колонны русских. Ночь засверкала огнем пушечных выстрелов. В это время на Дунае загрохотали все пушки флотилии, 11 батальонов десанта высаживались на берег. Турецкая флотилия вступила в бой, не выходя из-под стен крепости. Через короткое время русские овладели 34 турецкими судами.
На правом фланге русские солдаты под жестоким артиллерийским и ружейным огнем противника бросали в ров фашины, спускались на в дно, бежали к валу, приставляли лестницы. Они оказались короткими. Тут же, под ожесточенным огнем связываются по две — и вот уже русские бойцы на валу, они во фланг, вдоль вала, выбивая штыками врага. Другая колонна русских, схватиласьсь врукопашную с турками у редута Табия, здесь передовые батареи, вот колонна ворвалась в ворота Измаила, и вскоре «ура» загремело уже за крепостной стеной. Пробившись внутрь к Хотинским воротам, распахнули их, разрушив созданное турками заграждение. За короткое время почти вся стена крепости была уже русских, но на восточной стороне все еще гремел бой, враг яростно отбивался. Пули, картечь и гранаты сплошной стеной огня и металла обрушивались на суворовских богатырей , но те упорно шли на высокие стены. На левом фланге колонна Кутузова штурмовала Килийские ворота, вот кутузовцы преодолели ров, по лестницам взобрались на вал и с боем овладели бастионом.Но турки, защищавшие ворота, получили под покрепления и бросились в контратаку. Суворовская колонна замешкалась на месте и тут согласно сохранившемуся преданию, Суворов увидя замешательство колонны Кутузова, послал к нему адьютанта с приказом о назначении Кутузова комендантом Измаила и что в Петербург послано известие о взятии крепости. Был вызван из резерва Херсонский полк. Под ударом русского штыка лава турок, усеивая трупами землю, покатилась обратно. Килийские ворота, взятые атакой, распахнулись, а колонна кутузовцев уже двинулась влево по валу, выбивая врага из соседних бастионов.

Не менее ожесточенным был бой на берегу Дуная. Десантные войска, высадившись на берег, разделились на четыре отряда и одновременно ударили по врагу. Два отряда овладели береговыми батареями, а два других захватили важные турецкие укрепления.

К рассвету со стороны Дуная и с обоих флангов Измаил был уже в руках русских. Упорный бой шел за овладение последними, Бендерскими воротами. В то время как часть наступавших здесь русских уже поднялась на вал, а другая часть еще не переправилась через ров, турки предприняли внезапную вылазку. Выбежав из ворот, турки ударили во фланг штурмующим, отделяя их друг от друга. Русским, уступавшим численностью противнику, угрожала опасность быть разбитыми по частям и уничтоженными. Но в этот напряженный момент высланная Суворовым из резерва конница врубилась в турецкую колонну. Турки были опрокинуты, смяты и, потеряв половину людей, бежали в город, Последние крепостные ворота были взяты.

Сорокапятиминутный штурм отдал в руки русских всю крепостную ограду Измаила. Но бой не был закончен. Выбитый из крепостных укреплений, противник, все еще превышающий силой штурмующих, отступил внутрь города.

Светало. После короткой передышки, наскоро приведя себя в порядок, русские войска кинулись в последний бой, уже внутри крепости и города. Враг отбивался упорно, ожесточенно. Он пользовался каждым домом, каждым камнем, каждой улицей, чтобы организовать оборону. Но штык атакующих проникал всюду. Горы вражеских трупов усеивали улицы Измаила. От огня русских пушек в городе возникли пожары; в разных концах над Измаилом клубились облака дыма.Грозный, неприступный Измаил пал. Русскими было взято около 400 знамен, 265 орудий, 20 тыс. ядер, около 3 тыс. пудов пороху, много ружей и других боевых при­пасов, 8 лансонов, 12 паромов и 22 мелких судна. Потери турок были огромны: 30 тыс. убитых и 2 тыс. умерших от ран. В числе убитых оказался и комендант крепости Махмет-паша. Тот, кто остался в живых, был взят в плен. Из всей турецкой измаильской армии спасся только один человек.
План взятия Измаила и штурм крепости.
[/frame]

Прикрепления: 0727123.jpg (221.1 Kb) · 0914662.jpg (130.8 Kb) · 7612382.jpg (102.0 Kb) · 3301029.jpg (409.7 Kb)


С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
 
Форум » Разное » Военно-техническое обозрение » Морские сражения, знаменитые сражения, осады крепостей. » Штурм ИЗМАИЛА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Яндекс.Метрика